Ноя 18

Вы можете изменить размер Шрифта статьи:

или поменять его цвет

Принципы речевого поведения в разных типах бесед

Далеко не каждый человек постоянно должен выступать перед публикой с монологом. А вот беседы, которые мы ведем ежедневно, являются абсолютно обыденным делом. Речь человека в таких беседах очень важна, потому что она влияет на то, какое мнение о себе мы оставим у собеседника. В беседе можно узнать человека еще до того как он что-либо сделает. Итак, какие же типы бесед бывают, как их определить и вести себя в них максимально эффективно.

Cуществую т определенные  стратегии, по которым человек ведет беседу

  • Эгоистическая стратегия. Она заключается в том, что хоть в беседе и участвует не один человек, но каждый слышит только себя. Вместо диалога каждый собеседник ведет свой собственный монолог. Цель такой беседы – самоутвердиться с помощью хвастовства или за счет унижения других людей.
  •  
  • Альтруистическая стратегия. При такой стратегии ведения беседы, люди ведут именно диалог, слушают друг друга, делятся своими мыслями и переживаниями, пытаются найти решение проблемы и компромисс. В такой беседе присутствует такт, учтивость и уважение.

 

В таких беседах узнается человек. Не зря, прежде чем взять сотрудника на работу, он проходит собеседование; до того, как отдать дочь замуж, родители должны познакомиться и провести время с будущим зятем. Такие речевые пробы позволяют понять характер человека, узнать его отношение к каким-то вещам и людям. В таких беседах человек может открыться как с вашей помощью, так и без.

Когда на человека не оказываешь никакого давления, то в процессе разговора можно составить его психологический портрет. Так, если человек постоянно говорит, не дает никакой возможности собеседнику встрять в этот монолог, то не стоит его останавливать. Это одна из форм эгоистичной стратегии и с ее помощью можно узнать о человеке не только то, что он сам хочет поведать, но и то, что пытался скрыть. Даже, если вам кажется, что человек говорит о совершенно лишних вещах, пустяках, попытайтесь дослушать его до конца, ведь вполне возможно, что он расскажет, таким образом, о себе что-то интересное.

Когда вы решаете надавить на собеседника, и задаете ему вопросы, то это можно назвать экспериментом, потому что он предполагает, что собеседник не останется в том состоянии, в котором он находился до беседы.

Откровенные вопросы, в свою очередь, вызовут настороженность и неискренность. По этой причине, если вам нужно составить психологический портрет человека, дайте ему высказаться, не обрывайте его на полуслове, проявляйте заинтересованность и внимание. Только после этого можно задавать интересующие вопросы. Сначала это должны быть общие вопросы, которые не вызовут подозрений у собеседника. Далее же можете переходить к конкретным вопросам. Не превращайте беседу в допрос и дайте собеседнику задать вопрос вам.

Далеко не во всех беседах эти правила будут работать эффективно. Однако, если беседа носит ознакомительный или деловой характер, то они могут помочь вам утвердить свои позиции и интересы всех участников беседы.

 

Особенности  речи  в разных видах  бесед.

Дружеская беседа всегда носит непринужденный характер, и не важно, о чем разговаривают люди, важна лишь атмосфера, которая помогает каждому чувствовать себя комфортно и уютно. Плохие новости и переизбыток информации плохо сказываются на этой атмосфере и, в итоге, она разрушается.

Дружеская беседа почти всегда имеет эмоциональный окрас. Здесь часто ведется разговор с точки зрения психологии, а не фактов. Информация воспринимается некритично, и художественный стиль, или разговорно-бытовой, всегда будет к месту. Также зачастую речевое поведение в дружеской беседе становится просторечным и утрированным.

Проблемные беседы ведутся для поиска ответов на вопросы, решения проблем. В таких разговорах часто задаются вопросы «Что делать?», «Как принять решение?» Часто проблемные беседы перетекают в задушевные разговоры и дискуссии. Люди делятся мнением, опытом и вариантами решения проблемы.

Проблемные беседы всегда конкретны. Результат решений, которые принимаются в ходе таких бесед, показывает время. Когда у собеседников есть время беседовать, то в ход можно пустить как индукцию, так и дедукцию, в зависимости от того, как воспринимается мнение оратора.

Ознакомительные беседы нужны для того, чтобы что-то разузнать у собеседника. В ходе разговора происходит размен информации, т.е. вы хотите получить какие-то сведения о человеке и взамен предлагаете информацию о себе. Для начала такого разговора используют анкетные данные и интересы. В данном случае нужно чувствовать рамки, которые нельзя преступать, иначе собеседник может вообще прекратить разговор. Если же вы все-таки затронули неприятную для человека тему, то не тяните, и меняйте тему разговора. Даже если у вас есть небольшие сомнения – не начинайте такой разговор.

В таких беседах нужно быть насколько же откровенным с собеседником, насколько он откровенен с вами. Большинство людей не оценят, если кто-то захочет узнать больше, чем они готовы дать. В такой ситуации нужно дать понять человеку, что вы не хотите давать о себе больше информации, и можете объяснить почему.

Когда разговор приобретает некоторый уровень риска, то это требует от собеседников учтивости. И чем более рискованный становиться разговор, тем больше такта и учтивости необходимо проявлять. Бывают ситуации, когда беседа приобретает опасный характер, а грамотная речь и поведение могут выручить человека даже в самый сложный момент.

Светская беседа практически всегда вынужденная. В таких беседах находит свое применение альтруистическая стратегия, и очень важна атмосфера беззаботности.

Светская беседа может стать дружеской, если она ведется с участием близких друзей, и не каждый посторонний человек сможет поддержать разговор. В таком случае компания разделяется на небольшие группы, что не всегда плохо. Но бывают ситуации, когда нужно, чтобы все участвовали в разговоре. Тут на помощь приходят правила ведения светской беседы. Альтруистическая стратегия в самом простом ее выражении отлично подойдет для такой светской беседы. Учтивость и уважение, такт и внимание к говорящему – вот, что нужно от других участников разговора.

Секрет успешной беседы в выборе темы, которая не так важна для остальных типов бесед. Темы берутся исходя из того, что происходит в жизни участников разговора. Сами же участники должны думать, что они могут сказать по теме и, что немаловажно, как они это говорят. В идеале, тему для беседы предлагают хозяева вечера, и начинают разговор с того, что обращаются к одному из гостей: «Юлия, не могли бы вы рассказать нам о вашем путешествии по Европе?»

 Диалоги в светской беседе отличаются друг от друга. Так, одни гости могут сплетничать, другие рассказывать смешные случаи из жизни, а третьи настолько  бояться не суметь поддержать светскую беседу, что постоянно меняют темы. Сначала такие люди кажутся приятными остальным, потом о них ничего не могут сказать, а дальше такой диалог становится скучным и неинтересным для других участников беседы.

В светской беседе лучше всего вести разговор о чем-то таком, что не будет задевать окружающих, но в то же время будет представлять интерес для них (медицина, образование, история и т.д.). Исходя из того, как реагируют на заданную тему участники беседы, можно увести разговор в другую, более приятную для всех, сторону.

Деловая беседа является одной из форм переговоров. Здесь присутствуют торги, попытки договориться, размен уступок. Основной задачей деловой беседы является поиск смежных элементов при разных интересах собеседников, чтобы иметь возможность договориться о чем-либо. При ведении такой беседы необходимо держать инициативу, задавая такие вопросы, которые говорят о вашей заинтересованности. Также стоит помнить, что порой риторические вопросы  подразумевают под собой утверждение. Для людей в деловой беседе важно понять, как именно обстоят дела у партнера, а не верить радужным перспективам, которые рисуются перед обоими. При подготовке к такому разговору нужно продумать, какие альтернативы можно предложить собеседнику, и быть готовым сделать небольшие уступки ради одной существенной. Жесткий подход должен быть представлен в максимально мягкой форме. Кроме того, партнеры никогда не должны забывать о юридической стороне вопроса, чтобы потом не возникало неприятных ситуаций.

Задача информационной беседы – получение нужной информации. Информационная беседа может иметь разные формы, например, интервью, экзамен или опрос.

Для такой беседы характерен диалог по типу «вопрос-ответ».

Порой информационная беседа ведется в непринужденной обстановке, иногда переходя в светскую беседу, или же разговор может стать излишне эмоциональным, что может отвлечь собеседника от главной темы.

Так как целью информационной беседы является получение информации, то диалог так или иначе должен вестись в одном направлении. Жесты, отступления, вопросы и все остальные инструменты, которые применяются в разговоре, должны быть нацелены на конечный результат.

Застольная беседа известна всем своей эмоциональностью. Так как застольная беседа в основном ведется в дружеской обстановке, то существуют особенности поведения в разговоре, которые нужно учитывать.

Прежде всего, стоит отметить, что алкоголь снимает рамки, и почти всегда мы начинаем терять контроль над своими словами и эмоциями. В данном случае у человека отключается логика, и появляется склонность к преувеличению. Участники застольной беседы могут легко обидеть друг друга, не желая того, посмеяться над тем, что обычно кажется несмешным и т.п. Такие разговоры могут сыграть злую шутку с участниками.

При застольной беседе  можно получить информацию, и разговор уже будет носить иную информационный характер. Под воздействием алкоголя люди легко сообщают ту или информацию.

Обещания и предложения, сделанные в застольной беседе, на следующий день могут оказаться не такими уж и гениальными.

Остроумие, которым все так хотят отличаться, необходимо контролировать и сдерживать, потому что другие участники могут его неправильно оценить.

Повседневные разговоры, беседы, мы ведем каждый день. Но каждая беседа имеет свои особенности, и необходимо придерживаться того или иного поведения в зависимости от ситуации и цели.

Игорь Стельмашенко

Теги -
Понравился материал?
Отметьте его в социальных сетях, порекомендуйте его вашим друзьям и закомым, кликнув по соответствующим кнопкам.
Комментарии:

Оставить Комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.

Заполните поля Имя, Email и напишите свой комментарий.