Ноя 12

Вы можете изменить размер Шрифта статьи:

или поменять его цвет

Основные психологические принципы влияния на людей. Принцип взаимного обмена

В предыдущей статьи мы рассмотрели первый принцип психологического влияний на людей – принцип контраста. Сегодня же  поговорим  о принципе взаимного обмена.

Взаимный обмен.«Услуга за услугу» – всем известные слова.

Каждый пытается таким образом отблагодарить человека, который оказал им помощь. Те, кто избегает этого, нередко становится объектом косых взглядов, и разнообразных ярлыков, которые вешают на них окружающие люди. Именно поэтому большинство людей пытаются не попадать в такие ситуации и не становиться человеком, о котором говорят плохо. «Профессионалы уступчивости» всегда используют этот принцип, и оказывают человеку услугу, за которую потом приходится расплачиваться.

Этот принцип применим абсолютно в любой области, и часто влияет на людей гораздо больше, чем остальные факторы, вроде чувства симпатии.

Особенно хорошо пользоваться этим принципом удается тем, кто отталкивает нас, например, навязчивые продавцы и консультанты. Они делают одолжение, и уже после обращаются за помощью.

Принцип взаимного обмена можно эффективно применять во всех сферах деятельности, особенно в  торговле. Бесплатные пробники продукции – отличный пример. Грамотный сотрудник, который проводит презентацию, всегда дает возможность потенциальным клиентам ознакомиться с продуктом. Человек получает продукцию в подарок и использует ее, и из-за этого создается ощущение, что он что-то должен продавцу за это, например, купить его товар.

В случае, когда человек делает то, о чем его не просили, данный принцип также работает. Сбор пожертвований – прекрасный пример применения принципа взаимного обмена. Многие благотворительные организации рассылают открытки с сувенирами, и просят в них пожертвовать деньги на какие-то цели.

В результате взаимного обмена может произойти неравноценный обмен, ведь, когда человеку оказали какую-то услугу, он может дать взамен нечто большее, чтобы не чувствовать себя обязанным.

Роберт Чалдини писал, что необязательно отказываться от помощи, чтобы избежать давления данного принципа. Все, что нужно – с искренней благодарностью принимать помощь и услуги, и быть готовыми к тому, что это могут оказаться лишь трюки, на которые человек, оказывающий услугу, идет из корысти. Если так и окажется, то можно не считать себя обязанным такому человеку, и не пытаться отплатить ему.

Игорь Стельмашенко

Теги -
Понравился материал?
Отметьте его в социальных сетях, порекомендуйте его вашим друзьям и закомым, кликнув по соответствующим кнопкам.
Комментарии:

Оставить Комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.

Заполните поля Имя, Email и напишите свой комментарий.